В последнее время много говорится о разного рода цифровизации. Почему разного рода? Да потому что каждый второй понимает этот термин по своему. Бывает и так, что в погоне за цифровизацией забывают, а что же хотели получить в итоге. Ну или вовсе не задавались таким вопросом.
Ну а я сегодня хочу поговорить о цифровизации нормотворческого процесса. Всего процесса, от самых первых шагов в разработке нормативного правового акта, до его принятия. Назовём эту концепцию «Безбумажное законодательство».
Граждане, знакомые с разработкой программного обеспечения с открытым исходным кодом, знакомы также и с GitHub — местом, где мир создаёт программное обеспечение[1]. Собственно, знакомы и те, кто не раскрывает свои исходники. 73 миллиона разработчиков со всего мира разрабатывают ПО[2]. Кто-то работает самостоятельно, но чаще над одним проектом работает целое сообщество.
Попробуем ответить на вопрос: чем отличается исходный код ПО от нормативного правового акта? Только языком. Софт пишут на языках программирования, а НПА в нашей стране — на казахском и русском языках. А раз так, то можно применить технологии создания ПО с открытым исходным кодом и для нормотворчества. Собственно, мы, в ассоциации, работая над описанием формата карточки электронного документа просто использовали GitHub: https://github.com/kaarkz/ddcard.
Представьте, разработчик проекта закона опубликовал его (first commit). Государственные органы и НПП пишут свои замечания и предложения (pull requests). Разработчик что-то принимает (approve), с чем-то не соглашается (decline). Далее, проект закона передаётся в Мажилис (pre-release alpha), где также идёт работа с замечаниями и предложениями. Затем в Сенат (pre-release beta) и, наконец, на подпись Президенту (release). Но и после подписания любой желающий может внести свои предложения, которые учтут в следующей итерации активной фазы работы над этим документом.
Разумеется, я не предлагаю работать с законодательством непосредственно на GitHub. Если и реализовывать этот проект, то нужно поднимать свою систему, учитывающую все правила разработки, согласования и принятия НПА (LawHub 🙂), а также с учётом всех требований, предъявляемых к государственным информационным системам.
И, если в статье про судебную отмену закона я всего лишь предполагал отрицательную реакцию со стороны государственных органов, то тут я просто уверен в ней. Как и уверен в том, что дело сможет сдвинуться, только если будет соответствующее поручение Президента.
Представьте, каждое изменение фиксируется и заверяется ЭЦП. На каждом этапе видно, кто, когда и что именно подписал. Сравнительные таблицы формируются автоматически. Замечания и предложения в любой НПА можно подать любому человеку в любое время, а не только тогда, когда идёт активная работа над данным НПА. Каждый может отследить всю историю изменения и прохождения проекта.
Возможно, попутно отпадёт необходимость в ряде государственных информационных систем, некоторые из них и сейчас, похоже, выполняют дублирующие функции:
- ИПС «Әділет»;
- Эталонный контрольный банк НПА РК;
- База данных «Zan»;
- Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;
- Открытые НПА.
Понимаю, что звучит революционно, и это задача не на один год, а лет на 5, минимум, но иначе мы не избавимся от не пойми откуда взявшихся правок, внезапных замен документов (согласовывается одна версия, на подпись уходит другая) и от нарушений законодательства в процессе работы над проектом НПА, о которых я говорил ранее. Да, в сам процесс нормотворчества нужно будет вносить изменения, разрабатывать новые правила взаимодействия, разработать форматы файлов, в которых будут храниться НПА (модифицированный Markdown?). Да много ещё чего попутно придётся согласовывать, менять и переучиваться.
Но это даст абсолютную прозрачность и полную безбумажность. Уверен, оно того стоит!
Vladimir Turekhanov ・ February 15, 2022