Так вышло, что уже более десяти лет (не помню точно, 12 или 13) приходится принимать участие в законотворческой деятельности. Из них последние семь — в рамках моей деятельности в Комитете информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан. Нет, я не профессиональный юрист, но временами задумываюсь получить второе высшее как раз по этому направлению. Как знать, может когда-нибудь?
Порядок разработки, обсуждения и принятия законов Республики Казахстан регулируется Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года №480-V ЗРК «О правовых актах» (далее — Закон «О правовых актах»). В частности, согласно Закону «О правовых актах», проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства (в том числе, проекты законов), направляются для получения экспертных заключений в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан. Часть из них попадает в Комитет информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций.
И вот тут я наблюдаю некоторые отклонения от того, как прописан процесс в Законе «О правовых актах». Наиболее часто встречаю следующие нарушения:
1. Срок для представления экспертного заключения на проект закона устанавливается органами-разработчиками менее пятнадцати рабочих дней с момента поступления уведомления в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан (пункт 1 статьи 19 Закона «О правовых актах»).
2. К проекту закона не прилагаются проекты подзаконных нормативных правовых актов, если для реализации содержащихся в проекте закона норм права необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов (пункт 11 статьи 17-1 Закона «О правовых актах»).
Далеко ходить за примерами не надо. На замечания и предложения к проекту Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства РК на 2022 год выделили один день. А по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности», который сейчас рассматривается в Мажилисе, не предоставлены проекты подзаконных нормативных правовых актов. И это при том, что вице-министр, презентовавший законопроект в Мажилисе, на мой вопрос, были ли представлены проекты подзаконных НПА, ответил, что были.
Как такое могло случиться? Думаю, это связано с тем, что за последние лет пять произошло сближение законодательной и исполнительной ветвей власти. Некоторые бывшие депутаты — чиновники, некоторые бывшие чиновники — депутаты. Подавляющее большинство из них — однопартийцы.
Каждый проект закона согласовывает и Министерство юстиции РК. Я слабо верю, что в Минюсте не замечают отсутствие подзаконных НПА. Скорее всего, согласование законопроектов в государственных органах и организациях происходит по принципу «мы всегда так делаем», а не в соответствии с законодательством.
Кстати, почему бы не публиковать на портале «Открытые НПА» в открытом доступе не только проекты законов, но и ответы государственных органов? «Ибо сим всякого дурость явлена будет».
Что же делать? Думаю, самое время вспомнить про судебную ветвь власти. И дать ей право отменять законы, принятые с нарушением законодательства в случаях, определённых исчерпывающим перечнем. Разумеется, необходима и персональная ответственность должностных лиц, допустивших такие нарушения. Каждый законопроект, который отправляется на согласование в государственные органы и Мажилис, подписывается уполномоченным лицом органа-разработчика. Каждый ответ государственного органа в процессе согласования подписывается уполномоченным лицом этого государственного органа.
Уверен, один-два отменённых решением суда закона подтолкнут и разработчиков законопроектов, и депутатов Парламента тщательнее относиться к процессам законотворческой деятельности.
Понимаю, скорее всего, ни один руководитель государственного органа не будет в восторге от моего предложения. Но, боюсь, если ничего не менять, мы можем лишиться этих самых органов в среднесрочной перспективе. Подумать только, у нас законы разрабатываются с нарушением законодательства! А Президент потом подписывает эти законы. Так и живём.
А, вообще, у меня есть ещё более интересное предложение по этому поводу. Но это уже совсем другая история.
Vladimir Turekhanov ・ February 14, 2022