Вчера я совершенно случайно обнаружил, что на моём счету чуть больше денег, чем должно быть. Вроде бы как радостная новость, но пытливый ум не дал спокойно принять это. Решил понять, почему так случилось.
Первым делом, зашёл на сайт интернет-банкинга, проверил выписку, пробежался по SMS-уведомлениям и, вот она, транзакция, которой теперь нет. 10 июля 2019 года я оплачивал госпошлину за оказание государственной услуги через платёжный шлюз портала «электронного правительства».
Позвонил в банк, спросил, почему так? После непродолжительной дискуссии выяснилось, что 10 июля сумма была заблокирована, а спустя месяц разблокирована. Т.е. не поступило запроса на списание суммы.
Тут надо отметить, что услуга уже давным давно была оказана, запрашиваемый документ я получил.
Ну, тут все дороги ведут в 1414. Позвонил, объяснил ситуацию. Оператор, правда, хотела мена отправить разбираться в налоговый орган, в пользу которого была оплата, но, разобравшись, передала мой вопрос специалистам. Вернее, попыталась передать, но у неё не получилось. С её слов, у специалистов был обед, но она обязательно им всё передаст после обеда и сообщит мне результат до 19:00 в этот же день. ОК. Дополнительно я сообщил номер электронного чека платёжного шлюза портала «электронного правительства» с подтверждением оплаты.
Вы же понимаете, что времени я зря не терял? Да, я просто решил провести опрос, сталкивался ли ещё кто-либо с подобным. Вы не поверите, первый же человек, которому я задал вопрос, подтвердил. Он оплачивал услугу через платёжный шлюз портала «электронного правительства» 2 июля.
Честно говоря, я не ожидал, что оператор выполнит обещание и перезвонит до 19:00. И зря. Оператор молодец. Перезвонила, переспросила, была ли мне уже оказана услуга, получил ли я документ, действительно ли деньги, в итоге, с меня не были списаны? Я ответил утвердительно.
И тут мне сообщают ответ специалистов: если всё так, то этого не может быть. Точка. Точка, Карл! Никаких «мы разберёмся», «мы попытаемся понять», «мы исправим ситуацию». Просто этого НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!
Мне особо не в чем упрекнуть оператора. Она выполнила свои функции, разве что, не эскалировала проблему выше, т.к. вопрос не был решён. Но вот «специалисты»… :)
Тут напрашивается вопрос: «А чем ты не доволен?». Ну, вроде как, да, платную услугу получил бесплатно. Тут есть одно «но». Нет, не одно — два. Нет — три!
Не бегайте по кабинетам, говорили они. Оплачивайте через платёжный шлюз портала «электронного правительства», говорили они. Минздрав гарантирует, персональные данные казахстанцев надёжно защищены, это для вашей же безопасности, никто не будет читать переписку. По мне, так это — звенья одной цепи. И здесь вырисовывается системная проблема, пронзающая наше общество насквозь.
Я сейчас скажу крамольную мысль: мы не готовы к цифровизации. Мы все. По крайней мере, к тем её темпам, которые есть сейчас. Быть может, имеет смысл попридержать коней и довести до ума то, что уже есть сейчас, а не пытаться бежать семимильными шагами в будущее, которое кажется светлым?
Vladimir Turekhanov ・ August 13, 2019
PS: нет, не только государственные органы грешат подобным. Скоро, надеюсь, расскажу про случай с Евразийским банком. Не переключайтесь.
PPS: если останется время, напишу про «гениальные» законотворческие инициативы, которые, возможно, имеют признаки уголовно наказуемого деяния.